Виктория Уйстрайх

Художник-керамист, руководитель керамического производства

Москва

Смотреть все работы автора

Меня вдохновляет наблюдение за внешностью людей и природой, современное искусство и моё личное восприятие его. Мои работы — это выражение личностных переживаний и чувств. И моя цель, как художника, — передать их через эстетически красивые произведения, вызывая тем самым интерес к исследуемой теме.
Я хочу, чтобы зритель испытывал эмоциональное впечатление от моих работ.
На выставке представляет:
Фарфоровые неваляшки-вазы
На неваляшках нанесены имена ученых, внесших вклад в появление фарфора в России.
В России неваляшки появились около двух столетий назад. Изначально они изготавливались из дерева. После революции Неваляшка, как и многие «буржуазные» игрушки, была забыта до 1958 года. После двух войн (Гражданской и ВОВ) производство игрушек начало возрождаться.

Многие игрушки производили на заводах, создающих «взрослые» товары: машины, строительную технику, оружие. Линию производства неваляшек запустили на Тамбовском пороховом заводе. Стандарты внешности Неваляшки разрабатывались во Всесоюзном научно-исследовательском институте игрушки. Неваляшки стали безобидным прикрытием завода. Куклы изготавливались из того же вещества, что и взрывчатка — нитроцеллюлозы. В эпоху СССР Неваляшка с ее талантом всегда подниматься стала символом несгибаемости и упорства советского народа.
Судьба Гжельских фарфоровых заводов была чем-то схожа с судьбой Неваляшки. После революции заводы закрывали, но возрождали снова для изготовления технической керамики. Традиционная Гжельская стилистика — это не кобальтовая роспись, к которой мы привыкли. До ВОВ роспись была цветная. Для достижения результата требовалось 4 обжига, что было достаточно затратно. После войны было принято решение ввести новый тренд — бело-синий фарфор. Для большей оптимизации процесса со временем были разработаны деколи — «наклейки», которые печатались тиражом из того же кобальта, наносились на изделие и существенно сокращали время производства. Внешний вид при этом был идеален.
Эти деколи с именем Ломоносова я и нашла на заброшенном фарфоровом заводе. Однако, изучая историю появления фарфора в России, я узнала о трагической судьбе его создателя. И был им совсем не Ломоносов, а его однокашник Дмитрий Виноградов. Ученый посвятил жизнь созданию фарфоровых масс, однако был одинок и не признан. Последние годы жизни талантливого химика и вовсе держали на цепи. Причиной такого отношения была болезненная зависимость Виноградова. Основатель фарфорового производства не прожил и 40 лет, и имя его было забыто. В то время, как Ленинградский фарфоровый завод получил имя великого ученого Ломоносова. Ощущая несправедливость в таком ходе исторических событий, я сделала вторую неваляшку с именем Виноградова, в память и благодарность о его интеллектуальном труде.
Материалы:
Фарфор, полуфарфор, пигменты, глазурь, деколи с заброшенного завода в г. Гжель

Размеры:
22 х 23 х 24 см

Автор: Виктория Уйстрайх